Поток Контактная информация Наши работы Вйо Про нас

Схема общественного транспорта Киева

В бес­ко­неч­ной люб­ви к Ки­еву в сту­дии бы­ла раз­ра­бота­на но­вая вер­сия схе­мы ско­рос­тно­го об­щес­твен­но­го тран­спор­та Ки­ева.

Пол­ная вер­сия

Вер­сия с вре­мен­ны­ми про­межут­ка­ми

Толь­ко мет­ро (и толь­ко для те­бя, Игорь)

Ки­ев­ский об­щес­твен­ный тран­спорт не так стра­шен для гос­тей сто­лицы. Все­го три ли­нии мет­ро и дос­та­точ­но прос­тые ос­таль­ные мар­шру­ты, все очень оче­вид­но: центр го­рода как раз зам­кнут в тре­уголь­ни­ке пе­реса­доч­ных стан­ций. В бу­дущем это мо­жет из­ме­нить­ся, но на дан­ный мо­мент да­же в да­леких пла­нах цен­траль­ная часть го­рода не ждет из­ме­нений, хо­тя и есть не­боль­шая на­деж­да на вос­ста­нов­ле­ние трам­вая от Кон­трак­то­вой пло­щади.

В свя­зи с та­кими раз­мышле­ни­ями я пред­ла­гаю та­кую па­радиг­му схе­мы тран­спор­та, при ко­торой на схе­ме бу­дет по­каза­но боль­ше ин­форма­ции, чем мы при­вык­ли ви­деть. Это бу­дет по­лез­но не толь­ко при­ез­жим, но и ску­ча­ющим ки­ев­ля­нам. Бо­лее то­го — не все ки­ев­ля­не мо­гут пох­вастать­ся тем, что по­сети­ли, нап­ри­мер, все пар­ки го­рода.

Яс­ное де­ло, что до­пол­ни­тель­ная ин­форма­ция не дол­жна пе­рег­ру­жать схе­му:

Кста­ти, од­ним из по­ложи­тель­ных ре­шений в нап­равле­нии об­легче­ния схе­мы был от­каз от "ай­фон­ных" ико­нок для обоз­на­чения все­го:

Слож­ным мо­мен­том бы­ла стан­ция Гид­ро­парк. Она на­ходит­ся на ос­тро­ве, и на схе­ме не так мно­го мес­та, что­бы ак­ку­рат­но его впи­сать, не пе­рек­рыв Днепр. Во­об­ще, с уче­том дос­та­точ­но строй­но­го, тан­цу­юще­го си­лу­эта Днеп­ра, и не­умес­тнос­ти уп­ро­щения его до ши­рокой ли­нии (как это час­то про­ис­хо­дит на раз­ных схе­мах), за­дача ус­ложни­лась в свя­зи с по­ис­ком умес­тной фор­мы ос­тро­ва, но об этом даль­ше.

Мет­ро — очень точ­ный вид тран­спор­та, рас­пи­сание по­минут­ное и его при­дер­жи­ва­ют­ся стро­го: ма­шинист, опоз­давший к стан­ции бо­лее чем на две ми­нуты — уже не ма­шинист. Та­кая дис­ципли­на поз­во­ля­ет ос­та­вить на схе­ме под­сказ­ки о вре­мени, за ко­торое по­езд пе­реме­ща­ет­ся от стан­ции к стан­ции. Так чи­та­ющий схе­му смо­жет при­мер­но оп­ре­делить вре­мя по­ез­дки. Кста­ти, я не за­метил на мно­гих дру­гих раз­ра­бот­ках вре­мени ра­боты мет­ро, что, по-мо­ему, маст-хэв.

Ес­тес­твен­но, сто­ит от­ме­тить, что это не са­мая нуж­ная ин­форма­ция, но она впол­не мо­жет ока­зать­ся по­лез­ной, нап­ри­мер, опаз­ды­ва­юще­му пас­са­жиру, ко­торо­му зво­нят пря­мо в ва­гоне. Кста­ти, есть еще от­дель­ная те­ма с пе­рехо­дом меж­ду стан­ци­ями «Май­дан Не­залеж­ності» и «Хре­щатик». Пе­рехо­да меж­ду стан­ци­ями два, один длин­ный и один быс­трый. Что­бы пе­реме­щение бы­ло мак­си­маль­но не­нап­ряжным, чи­тате­лю ос­тавле­но на­поми­нание о том, ког­да быс­трый пе­реход зак­рыт.

Центр

В свя­зи с тем, что рас­по­ложе­ние и ком­по­зиция на схе­ме для Ки­ева дик­ту­ют­ся не столь­ко жес­ткой ог­ра­ничен­ностью мес­та, сколь­ко фан­та­зи­ей ди­зай­не­ра, ва­ри­аций бы­ло соз­да­но очень мно­го, и вре­мя от вре­мени в них прог­ля­дыва­ли идеи, пред­назна­чен­ные для эко­номии прос­транс­тва, что не сов­сем хо­рошо от­ра­жалось на ре­зуль­та­те. Сна­чала я со­бирал схе­му на сет­ке, ста­ра­ясь вы­дер­жать оди­нако­вые рас­сто­яния меж­ду стан­ци­ями, но это в ито­ге при­вело к то­му, что пер­вые ва­ри­ан­ты схе­мы бы­ли от­бро­шены:

*Ста­рые схе­мы*

На но­вой схе­ме я пос­та­вил в са­мом цен­тре рав­носто­рон­ний тре­уголь­ник (мне это по­каза­лось оче­вид­ным), и это да­ло при­ят­ный ре­зуль­тат.

Кста­ти, оно еще да­ет поч­ву для раз­личных экс­плу­ата­ций, так как по­хоже на бо­кал и го­лову му­равья, как под­ска­зыва­ют мне кол­ле­ги :-)

Пе­рехо­ды

Ос­новное, что от­ли­ча­ет пе­рехо­ды меж­ду вет­ка­ми мет­ро и пе­рехо­дами меж­ду раз­ны­ми ви­дами тран­спор­та, — это от­сутс­твие ин­фраструк­ту­ры пе­рехо­да (нель­зя не вы­ходя из мет­ро пе­ресесть на элек­трич­ку или трам­вай) и обя­затель­ная оп­ла­та про­ез­да на дру­гом тран­спор­те — я го­ворю о слу­чае от­сутс­твия про­ез­дно­го, нап­ри­мер, мет­ро-трам­вай. По­это­му я раз­де­лил пе­рехо­ды на два ти­па и снаб­дил по­мет­кой, на­мека­ющей на то, что при­дет­ся прой­тись пеш­ком.

От­ме­чу о пе­рехо­дах с пе­рете­кани­ем цве­та: мне ни­ког­да не нра­вились пе­рехо­ды, сде­лан­ные на схе­ме мет­ро Лон­до­на, нап­ри­мер:

Да­же с уче­том об­щей пес­тро­ты схе­мы и заг­ру­жен­ностью ли­ний, та­кое вы­деле­ние пе­рехо­дов меж­ду стан­ци­ями ско­рее от­вле­ка­ет, чем ак­центи­ру­ет вни­мание. Чер­ным на схе­ме дол­жен быть толь­ко ос­новной текст, по­тому и вто­рос­те­пен­ные пе­рехо­ды, ко­торые от­части нас­ле­ду­ют лон­дон­ский под­ход, я сде­лал в цвет ли­ний (стан­ции) и ико­нок пе­шего-плат­но­го пе­рехо­да (со­еди­нитель­ные ли­нии).

Трам­вай­ные вет­ки

Я ви­дел нес­коль­ко ре­шений, суть ко­торых сво­дилась к двум ва­ри­ан­там:

  1. Вет­ки трам­вая ри­совать ли­ни­ями бок-о-бок, сох­ра­няя чи­та­емость по цве­ту.
  2. Объ­еди­нять в од­ну, не пе­рег­ру­жая прос­транс­тво.

В прин­ци­пе, мне был всег­да бли­же вто­рой под­ход, хо­тя я не брал­ся его при­менить, по­ка не при­думал, как его нем­но­го улуч­шить. Вет­ки поз­во­ля­ют раз­местить их внах­лест так, что­бы мож­но бы­ло, вчи­тав­шись, уви­деть от­ку­да и ку­да ка­кая вет­ка идет. Осо­бен­но хо­рошо это по­лучи­лось с ли­ни­ями 4-5, ко­торые прос­то нап­ра­шива­лись на это. Ре­шение с вет­ка­ми 1-2-3 я счи­таю нем­но­го нес­тандар­тным, но по-сво­ему изящ­ным и ре­ша­ющим сра­зу две проб­ле­мы.

Днепр

Днепр ока­зал­ся креп­ким ореш­ком, ни­как не хо­тел ак­ку­рат­но встро­ить­ся в схе­му (бы­ли под­хо­ды и со сто­роны Днепр-схе­ма, и со сто­роны схе­ма-Днепр).

Но в ре­зуль­та­те бы­ло най­де­но хо­рошее ре­шение как для са­мого Днеп­ра, так и для ос­тро­вов на нем.

Так сло­жилось, что стан­ция «Поч­то­вая Пло­щадь» рас­по­лага­ет­ся ря­дом с бе­регом, в пре­делах двух-трех ми­нут пеш­ком. Сле­ду­ющая за ней стан­ция уже в три ра­за даль­ше от во­ды. «Та­раса Шев­ченка» уже к Днеп­ру от­но­шения осо­бого не име­ет, ря­дом со стан­ци­ей раз­личне до­ки и офи­сы, пе­рек­ры­ва­ющие вид за­бором так, что и во­ды не осо­бо уви­дишь.

К че­му я это? Нем­но­го виль­ну в сто­рону о том, что та­кое во­об­ще схе­ма.

Из­ло­жение, изоб­ра­жение, пред­став­ле­ние че­го-ли­бо в са­мых об­щих чер­тах, уп­ро­щён­но. © Ло­патин В. В., Ло­пати­на Л. Е. Рус­ский тол­ко­вый сло­варь

Мне не раз приш­лось стол­кнуть­ся с не­пони­мани­ем и воз­му­щени­ем от то­го, что схе­мати­чес­кое изоб­ра­жение не очень со­от­ветс­тву­ет то­пог­ра­фичес­кой ре­аль­нос­ти. От­части (ча­ще все­го, в боль­шинс­тве сво­ем) — это не­обос­но­ван­ная при­дир­чи­вость поль­зо­вате­ля, за ко­торую его мож­но толь­ко поб­ла­года­рить. Схе­ма вы­пол­ня­ет оп­ре­делен­ные фун­кции, и отоб­ра­жение с то­пог­ра­фичес­кой точ­ностью мес­тнос­ти не яв­ля­ет­ся од­ной из них. Она дол­жна да­вать чет­кое по­нима­ние то­го, как че­лове­ку доб­рать­ся от од­ной стан­ции об­щес­твен­но­го тран­спор­та до дру­гой, не бо­лее, од­на­ко оп­ре­делен­ная при­вяз­ка к мес­тнос­ти по­может с мень­шим дис­комфор­том со­ри­ен­ти­ровать­ся на мес­тнос­ти и оце­нить свое мес­то­поло­жение при от­сутс­твии дру­гих вос­по­мога­тель­ных средств. Ина­че — про­ще все­го сде­лать ли­ней­ную схе­му.

Уп­ро­щен­но, вет­ки мет­ро и Днепр соз­да­вали со­вер­шенно неп­ра­виль­ное впе­чат­ле­ние от­да­лен­ности Поч­то­вой Пло­щади от Днеп­ра и, на­обо­рот, чрез­мерно­го сбли­жения с ним стан­ций вы­ше. Че­рез не­кото­рое вре­мя по­ис­ков, фор­ма та­ки наш­лась.

А­эро­пор­ты

С э­аро­пор­та­ми си­ту­ация дос­та­точ­но прос­тая, од­на­ко я ре­шил их вы­делить IATA-ко­дами. Воз­можно, это про­фес­си­ональ­ная де­фор­ма­ция, но для ме­ня и, ду­маю, мно­гих лю­дей, трех­буквен­ное обоз­на­чение а­эро­пор­та рез­ко бро­са­ет­ся в гла­за. Так­же ин­те­рес­на си­ту­ация с мар­шрут­кой, ко­торая идёт от Юж­но­го жд-вок­за­ла до Бо­рис­по­ля: она де­ла­ет толь­ко од­ну про­межу­точ­ную ос­та­нов­ку, на мет­ро Харь­ков­ской, что мо­жет под­вести не­задач­ли­вого пу­тешес­твен­ни­ка, рас­счи­тыва­юще­го пе­ресесть на нее, нап­ри­мер, на цен­траль­ном Ав­то­вок­за­ле, по­тому я спе­ци­аль­но вы­делил пе­реход с этой стан­ции мет­ро и пос­та­рал­ся от­де­лить мар­шрут от дру­гих объ­ек­тов.

Де­тали

Что­бы уп­ростить на­хож­де­ние се­бя от­но­ситель­но объ­ек­тов на схе­ме, я про­дуб­ли­ровал от­метку объ­ек­та от­но­ситель­но стан­ции, что­бы пу­тем нес­ложно­го прос­транс­твен­но­го рас­че­та мож­но бы­ло оп­ре­делить пра­виль­ное нап­равле­ние дви­жения, и . Так­же слег­ка, что­бы не от­вле­кать чи­тате­ля, я обоз­на­чил на схе­ме мос­ты над Днеп­ром.

Наз­ва­ния

На те­му дуб­ли­рова­ния наз­ва­ний бы­ло на­писа­но мно­го ста­тей, и я ос­та­юсь сто­рон­ни­ком прин­ци­па, что в пер­вую оче­редь дол­жны пра­виль­но и ак­ку­рат­но рас­став­лять­ся наз­ва­ния на род­ном для схе­мы язы­ке, и уже пос­ле них — дуб­ли­ру­ющие, ан­глий­ские. В не­кото­рых мес­тах при­ходит­ся ид­ти на ком­про­мисс, но ис­ходный прин­цип поз­во­ля­ет не по­терять ло­гики — кар­та в пер­вую оче­редь для тех, кто чи­та­ет по-ук­ра­ин­ски.

Да­лее, в про­цес­се рас­ста­нов­ки и раз­личных эк­спе­римен­тов, мною бы­ло най­де­но ин­те­рес­ное ре­шение, ко­торое поз­во­лило сде­лать схе­му и ком­пак­тней, и гиб­че, и чи­та­емей. В во­рохе наз­ва­ний раз­ных стан­ций иног­да слож­но сле­ту оп­ре­делить, ка­кая от­но­сит­ся к мет­ро, а ка­кая, нап­ри­мер, к трам­ваю. Ес­тес­твен­но, пра­виль­ное по­зици­они­рова­ние и вос­по­мога­тель­ные ука­зате­ли дол­жны ре­шать эту проб­ле­му, но ес­ли пой­ти нем­но­го даль­ше и от­де­лить ка­ким-ли­бо об­ра­зом стан­ции од­но­го ти­па от дру­гих? Пер­вые мыс­ли о цве­те и икон­ках тут же от­ме­та­ют­ся, так как они мгно­вен­но пе­рег­ру­зят схе­му или прев­ра­тят ее в цвет­ное чер­ти-что. А что ес­ли по­вер­нуть наз­ва­ния ста­ниций?

Ес­ли по­делить стан­ции на ло­гичес­кие бло­ки, то мож­но уви­деть, что под­ряд че­ловек бу­дет счи­тывать ин­форма­цию оп­ре­делен­ны­ми «мар­шру­тами», и на ил­люс­тра­ции вы­ше мож­но уви­деть, нас­коль­ко при­ят­ней чи­тать мар­шрут трам­вая — он «выс­ка­кива­ет» из об­щей те­мы, но не пе­речит ей. Стан­ция Ста­ровок­заль­ная при этом ско­рее на­ходит­ся в ло­гичес­ком бло­ке пе­реса­док, по­тому она ос­та­ет­ся на­писан­ной пря­мо. Этот под­ход по­мог мне сох­ра­нить боль­шое ко­личес­тво мес­та, нап­ри­мер, здесь, где же­лание уве­личить текст и сох­ра­нить прос­транс­тво бук­валь­но про­тиво­пос­тавля­лись:

Ва­ри­ации кар­ты

Я сто­рон­ник то­го, что та­кие схе­мы дол­жны сог­ре­вать­ся лю­бовью лю­дей, но лю­ди раз­нятся вку­сами. К при­меру, сам лич­но не люб­лю свет­лую схе­му. Дав­но зная, где на­ходят­ся стан­ции и пе­рехо­ды, я ско­рее бу­ду счас­тлив наб­лю­дать неч­то мрач­ное и с флу­орис­ценци­ей:

Кста­ти, по­хожая схе­ма бы­ла соб­ра­на для пер­вой веб-вер­сии, и мно­гие спра­шива­ли про пя­ти­уголь­ник. Так сло­жилось, что луч­ше все­го схе­мати­чес­кий центр Ки­ева ук­ла­дыва­ет­ся не в круг, но в пя­ти­уголь­ник, од­на­ко от не­го в ито­ге приш­лось от­ка­зать­ся, так как, увы, он про­дуци­ровал слиш­ком мно­го неп­ра­виль­ных ас­со­ци­аций.

Про­дол­жая рас­сказ, по­кажу еще нес­коль­ко ва­ри­ан­тов, ко­торые со­бира­лись во вре­мя от­ды­ха или ту­пежа:

Вот тут ис­ка­ли аль­тер­на­тив­но­го, ме­нее нап­ряжно­го, цве­та.

Здесь сде­лали «ноч­ную» схе­му:

А тут прос­то раз­вле­кались и нам пон­ра­вил­ся ре­зуль­тат :)

Как соз­да­валась схе­ма

Пер­вые на­работ­ки (ужас­ные) бы­ли сде­ланы еще в 2011 го­ду, от ску­ки. За­дача час­то от­кла­дыва­лась в да­лекий ящик и не осо­бо прог­ресси­рова­ла, так как бы­ло мо­ре дру­гой ра­боты, а вос­тре­бован­ности не чувс­тво­валось.

Пос­мотри­те на этот ужас­ный центр с те­нями:

В ка­кой-то мо­мент бы­ла по­пыт­ка вып­ря­мить схе­му и при­вязать ее к сет­ке:

Как я рас­ска­зывал вы­ше, са­мым ло­гич­ным и изящ­ным ре­шени­ем бы­ло на­чать все за­ново с цен­тра, и опи­сать его вок­руг рав­носто­рон­не­го тре­уголь­ни­ка. И тут все за­вер­те­лось.

Да­же та­кую не­боль­шую (по срав­не­нию с Лон­до­ном, к при­меру) схе­му все рав­но слож­но удер­жать в го­лове, от то­го про­цесс пе­рес­борки выг­ля­дел так:

Кста­ти, для лю­бите­лей эк­зо­тики. В кон­це-кон­цов, я всег­да ос­та­вал­ся веб-раз­ра­бот­чи­ком, и ду­мал об ин­те­рак­тивнос­ти схе­мы. По­кажу чуть-чуть за­кулисья :)

Гра­мот­ная и ак­ку­рат­ная ор­га­низа­ция сло­ев поз­во­лила не толь­ко ус­ко­рить ра­боту и не при­нимать «кос­тыль­ных» ре­шений в мо­мен­ты, ког­да при­ходи­лось в де­сятый раз пе­рес­тавлять и пе­реде­лывать «пень­ки» стан­ций, но и выг­ру­зить схе­му в фор­мат .svg так, что каж­дый слой вы­делял­ся от­дель­ной груп­пой в .svg

Это, фак­ти­чес­ки, оз­на­ча­ет ог­ромный ус­пех в мо­ем стрем­ле­нии сде­лать ин­те­рак­тивную кар­ту со скры­ва­емы­ми, ме­ня­ющи­ми цвет, на­сыщен­ность и т.п. груп­па­ми объ­ек­тов без мно­год­невно­го ту­пого пе­реби­рания и ор­га­низа­ции sgv-ко­да.

Об svg-вер­сии

В дан­ный мо­мент со­бира­ет­ся svg-вер­сия кар­ты, для ве­ба. По­ка не бу­ду го­ворить, что ждет ува­жа­емо­го чи­тате­ля на ней, но бу­дет кру­то — это я мо­гу по­обе­щать.

Чем, кста­ти, так ин­те­ресен svg. Это век­торный фор­мат, поз­во­ля­ющий дер­жать в нем и обыч­ные тек­сто­вые объ­ек­ты. Из это­го есть нес­коль­ко чу­дес­тных следс­твий. Во-пер­вых, аб­со­лют­но не важ­но, в ка­ком раз­ре­шении его бу­дут смот­реть — мож­но пос­мотреть и де­таль­но на ог­ромном мо­нито­ре, и про­бежать­ся с зу­мом на мо­биль­ни­ке. Плюс, тек­сто­вые объ­ек­ты в svg мож­но вы­делять мышью и ко­пиро­вать. Плюс, кар­тинка в ито­ге ве­сит не мно­гим боль­ше рас­тро­вого изоб­ра­жения, но мо­жет как угод­но из­ме­нять­ся как пол­ностью, так и по час­тям, си­лами прос­тень­ко­го js и css. Я ду­маю, за­ин­те­ресо­вав­ши­еся лег­ко най­дут в ин­терне­те мно­го ин­те­рес­но­го на эту те­му, по­тому ос­тавлю это для от­дель­ной статьи.

Даль­ней­шие пла­ны

Из пер­спек­тивных идей я рас­смат­ри­ваю до­бав­ле­ние транс­крип­ци­он­но­го проч­те­ния стан­ций мет­ро, для гос­тей из-за гра­ницы. Плюс, кар­та по­ка что жи­вет толь­ко в элек­трон­ном фор­ма­те, и пред­назна­чена для пе­чати в ви­де пла­ката — ей тре­бу­ют­ся раз­вет­вле­ния вер­сий для раз­личных при­мене­ний, от ги­поте­тичес­ко­го раз­ме­щения в ва­гонах до кар­манной мик­ро-схе­мы. Так­же я гре­жу те­мати­чес­ки­ми ва­ри­ан­та­ми схе­мы, и тут не­мало ва­ри­ан­тов. Пар­ки, уни­вер­си­теты, хра­мы, фас­тфу­ды, пра­витель­ствен­ные зда­ния, что угод­но.

Бла­годар­ности

Кол­ле­гам, ко­торых я раз за ра­зом вы­тас­ки­вал на пос­мотреть-по­гово­рить. Соз­да­телям схем мет­ро по все­му ми­ру и Аген­там Змін лич­но, за хо­роший при­мер. Иго­рюне за «Со­берись!» и со­веты. Кри­тика и кон­ку­рен­ция — од­ни из са­мых силь­ных дви­гате­лей на пу­ти к хо­роше­му ре­зуль­та­ту. Спа­сибо вам всем.

Олесь Кри­жанівсь­кий, 2015 рік.